урок русского языка в 5 классе
[ Скачать с сервера (798.7 Kb) ]20.03.2019, 19:37

5 класс

Урок № 44

07.11.2016

Тема урока: Буквы ё-о после шипящих в корне слова

Цели урока:

Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

Развивающая: развивать творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени;

Форма работы: исследование как средство активного познания, творческий диктант, индивидуальная работа, тестовая работа

Форма оценивания: самооценка, взаимооценка

Технологии: метод сотрудничества, тестовая работа, здоровьесберегающие,

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, презентация

Литература. Учебник русского языка. 5 класс. Рыбченкова

Карточка № 1.

Оп…саться, поп..дать, д..вать, г..рдитъся, д..рожить, к..решок, без к..стей, т..нцую, пр…вдивый, ст..рожить, г..лосить, г..стить, пл..тнее, гр..зить вр..гу, м..нить, на п..лу, г…лчонок, на х..лсте, на б..лу, кр…льчиха., ..стриё, ..бувать, ..строва, п..ясок, з..йчиха.

Карточка № 2

В к..вше, под..рить, св..рить, м..рдашка, мол..ко, М..рия, во дв..ре, в т..зу, б..льшой, гр..за, на ст..ле, в ..кне, б..льница, в с..ду, пл..ды, к вр..чу, гр..чонок, на п..лу, кр..ты, пр..стой, в стр..не, к..льцо, ст..рона, н..мера, бр..тишка, р..дной, к..нец, к..локольчик.

Ход урока

I. Организационный момент.(создание комфортной атмосферы)
Вступление учителя и организация внимания.

Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите на ваши рабочие места. У каждого на парте должен лежать раздаточный материал.

Готовы?

Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда,
Будем грамотны всегда.

2.Проверка домашнего задания.

3.Калиграфическая минутка

4.Мотивация к освоению учебного материала.

На доске записаны слова. Задание: вставить букву

Ш…пот, ш…рох. (ученики предлагают разные варианты)

Скажите о какой орфограмме будем говорить сегодня на уроке. (ученики сами называют тему)

II. Постановка учебных задач (сообщение темы и цели)

1. Грамматическая сказка.
Для начала…я предлагаю вам небольшую сказку.

Капризные шипящие.

Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать:
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.
Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!

 

4.Мотивация к освоению учебного материала.

На доске записаны слова. Задание: вставить букву

Ш…пот, ш…рох. (ученики предлагают разные варианты)

Скажите о какой орфограмме будем говорить сегодня на уроке.

 

– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться?

– Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё?

3. Изучение нового материала. Работа с учебником

1.

Буквы ё и о после шипящих в корне

 

Шелк – шелковистая

шов

Щеки – щека

капюшон

–, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)

– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

– Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.
Скажите, подчиняются все слова данному правилу? (нет)

 

4. Слова-исключения.

– Ребята, мы говорили, что с нашей орфограммой есть слова-исключения.

– Чтобы легче запомнить их, посмотрите на выделенные слова на слайде и послушайте шуточный рассказ:

Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шорты для лошади, а Жора ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.

5. Словарная работа.

Беседа с классом:

Кто такой жонглёр?

А жокей?

Какое настроение у всех было?

Что ел и пил Жора?

Жонглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием

Жокей – профессиональный наездник на скачках.

Мажор, а, м.. переносное. Бодрое, веселое настроение.

  • -а, м. Прохладительный фруктовый напиток. (слайд)

 

6. Творческое задание.

– Составьте по одному предложению со словом-исключением, которое вам больше всего понравилось.

 

7. Физминутка.
Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Повернитесь ко мне и найдите глазами кружок красного цвета, а теперь синего цвета. Мысленно рисуя линию, вернитесь глазами к красному кружку, медленно снова к синему. Найдите кружок жёлтого цвета. Нет, нигде не нашли? Закрыли глаза, мысленно увидели это слово. Как оно пишется? Почему? Откройте глаза. Найдите кружок зеленого цвета, соедините его воображаемой линией с красным, а теперь наоборот. (Учителем заранее приклеены красный и синий кружки над доской, а зеленый – под доской.)

IV. Закрепление нового материала.

1. Спишите слова, выделяя орфограммы. Тренировочное упражнение

– Давайте сделаем вывод о правописании слов с ё – о после шипящих. (Вывод делают дети) (Слайд)

Игра: найти лишнее слово

2. Устраните хаос.
- А кто знает, что такое хаос?
ХАОС – отсутствие порядка, полная путаница. Хаос в делах. Хаос в голове.

- В этом задании нам нужно выписать слова, на изученную орфограмму.
Я забыла, какую орфограмму мы выучили?
Словарная диктант
Шорох, жёлтый, чаща, стережёт, счёты, жить, жонглер, решётка, освежённый, дружить, чёлка, крюшон, печёнка, щука, шов. (самоконтроль, самооценка)

Творческий диктант

1)…за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной …, занялся работой четкой. 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали …ш…лковые косы. 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и …. 6) По … ползет тяжелый грузовик.

 

Слова для справок: ш…рох, щ…ткой . щ…ки, шоссе (самоконтроль, самооценка)

 

Закрепление материала. Выполнение упражнения по учебнику.

Тест.

А1. Укажите слово, в котором пишется буква о.

1) Реш_тка;

2) ж_лудь;

3) пч_лы;

4) ш_рох.

А2. Укажите слово, в котором пишется буква ё.

1) Щ_лкать;

2) ш_колад;

3) ж_кей;

4) ш_тландец.

А3. Укажите строку, в которой все слова пишутся с буквой ё.

1) Щ_лкнуть, ч_рный, ш_л;

2) ш_лковый, крыж_вник, тяж_лый;

3) стереж_т, ш_колад, ш_рох;

4) капюш_н, ж_лтый, ш_ссе.
А4. Укажите предложение, в котором допущена

орфографическая ошибка.
1) На черном небе слабо проступала водянистая туча.
2) Тормоза завизжали – это шоферы педали нажали.
3) Сижу за решеткой в темнице сырой.
4) Две жордочки положены через поток.
А5. Укажите предложение, в котором допущена

орфографическая ошибка.
1) Фрукты были упакованы в решетчатые ящики.
2) Молча взял он лошадь за челку левой рукой.
3) Мелкий дождик шол всю ночь.
4) На ней были шелковое красное платье и черный ремень. (самоконтроль, самооценка)

 

– Ребята, встаньте те, кто получил оценку «5», «4».

5.. Подведение итогов, рефлексия.

С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Что осталось непонятным?

Что понравилось больше всего?

Что показалось самым трудным?


6.Домашнее задание по выбору: Составить шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой е после шипящих – “Шипящий детектив”. Упр. № 596.

 

Приложение №1.

Категория: Мои файлы | Добавил: Ремзи
Просмотров: 169 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar