[ Скачать с сервера (21.2 Kb) ] | 20.03.2019, 19:35 | ||||
10 класс Урок № 79. 24.12.15 Тема: Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния Цель урока: Образовательные: - дать понятие художественного образа; - умение раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику героев; - определить значение образа в творчестве драматурга. Развивающие: - формировать коммуникативные и интеллектуальные способности; - развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов; - развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету. Воспитательные: - воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать навыки самостоятельной работы и творческих способностей учащихся.
Форма работы: проблемное обучение , аналитическая беседа, частично-поисковая, работа в парах. творческая лаборатория Технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, творческая лаборатория
Ход урока 1. Организационный момент 2.Актуализация знаний и умений. - Беседа по вопросам на знание текста.
2. На берегу какой реки находится город, в котором живут герои пьесы? 3. К какому сословию принадлежит семья Кабанихи? 4. Как зовут мужа Катерины? 5. Как зовут дочь старухи Кабанихи? 6. В какой город уезжает Тихон Кабанов на 2 недели? 7. С кем тайно встречается Варвара? 8. Борис является племянником: Дикого Кулигина Кудряша Тихона 9. Где однажды ночью собираются спать Варвара и Катерина?
3. Вступительное слово учителя. В рассказе Короленко «Парадокс» звучит афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». И конечно, кто не мечтает о счастье! Но у каждого в жизни своя дорога. Тема судьбы русской женщины не нова в литературе. Ещё в 12 веке в «Слове о полку Игореве» звучали замечательные строки о преданности и любви Ярославны, которая пыталась вернуть своё счастье, помочь своему любимому. А разве не хотели быть счастливыми герои поэмы Некрасова «Русские женщины». Они променяли лоск светской жизни в Петербурге на суровый климат Сибири , чтобы быть рядом со своими мужьями. Боролась за своё счастье героиня произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». А сегодня мы продолжаем разговор о пьесе Островского «Гроза». Конечно, никто не остался равнодушен к судьбе главной героини , мечтающей быть счастливой. 4. Сообщение учащихся. Положение женщин в России в первой половине 19 века.
5. Словарная работа. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта. 6. Слово учителя. Образ главной героини пьесы « Гроза» - яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих то толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится да дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение о том, было ли возможно спасение. 7. Работа с эпиграфом. Так и рвётся душа Из груди молодой! Хочет воли она, Просит жизни другой. А.Кольцов. - Как вы понимаете слова поэта? 8. Сообщение 1 группы Характеристика Катерины. Звучит фрагмент монолога Катерины. Аналитическая беседа: Жизнь Катерины до замужества. - Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7? - Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей? - В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи? 9. Из истории имени. Катерина - по-гречески «всегда чистая». - Почему Островский дал это имя героине? - Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Частично-поисковая работа. Докажите примерами из текста.
10. Жизнь Катерины в доме Кабановых. 11.Рассматриваются отношения: Катерина –Кабаниха. 12. Сообщение 2 группы. Образ Кабановой Как относится Кабанова к домочадцам? Почему? В чем видит смысл? Анализ речи, характера.
Катерина-Варвара, Катерина-Тихон. Вывод.(вывод делают ученики) Работа в парах. 11. Работа с таблицей.
Отношения Катерина – Борис. - Способен ли Борис на глубокие чувства?
- Защищает ли он свою любовь?
Физкультминутка
Поисковая работа Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи
В доме Кабанихи: -«завяла, как цветок» -«от любви вас и бранят» -«все по принуждению» -«меня не станет бояться, тебя и подавно» В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи. Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
Вывод: Для Катерины - Главное -жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное - подчинить и не дать жить по -своему. Здесь возникает резкий контраст -вытекает непримиримый конфликт.
13. Творческая лаборатория .Опишите, какой вы увидели образ Катерины.
14. Подведение итогов.
Проблемный вопрос; В чем проблема Катерины?
Почему Катерина и Кабанова не нашли общий язык?
15. Домашнее задание: мини - сочинение «Как А. Н. Островский относится к своей героине?»
| |||||
| |||||
Просмотров: 174 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |