урок литературы в 10 классе
[ Скачать с сервера (21.2 Kb) ]20.03.2019, 19:35

10 класс

Урок № 79.

24.12.15

Тема: Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния

Цель урока:

Образовательные:

- дать понятие художественного образа;

- умение раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику героев;

- определить значение образа в творчестве драматурга.

Развивающие:

- формировать коммуникативные и интеллектуальные способности;

- развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов;

- развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать навыки самостоятельной работы и творческих способностей учащихся.

 

Форма работы: проблемное обучение , аналитическая беседа, частично-поисковая, работа в парах.

творческая лаборатория

Технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, творческая лаборатория

 

  • : С.А. Зинин, В.И. Сахаров.Литература 10 класс. Текст А.Н. Островский «Гроза»

 

Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний и умений.

- Беседа по вопросам на знание текста.

  1. В каком городе происходит действие пьесы "Гроза"?

2. На берегу какой реки находится город, в котором живут герои пьесы?

3. К какому сословию принадлежит семья Кабанихи?

4. Как зовут мужа Катерины?

5. Как зовут дочь старухи Кабанихи?

6. В какой город уезжает Тихон Кабанов на 2 недели?

7. С кем тайно встречается Варвара?

8. Борис является племянником: Дикого Кулигина Кудряша Тихона

9. Где однажды ночью собираются спать Варвара и Катерина?

 

3. Вступительное слово учителя.

В рассказе Короленко «Парадокс» звучит афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». И конечно, кто не мечтает о счастье! Но у каждого в жизни своя дорога. Тема судьбы русской женщины не нова в литературе. Ещё в 12 веке

в «Слове о полку Игореве» звучали замечательные строки о преданности и любви Ярославны, которая пыталась вернуть своё счастье, помочь своему любимому.

А разве не хотели быть счастливыми герои поэмы Некрасова «Русские женщины». Они променяли лоск светской жизни в Петербурге на суровый климат Сибири , чтобы быть рядом со своими мужьями. Боролась за своё счастье героиня произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». А сегодня мы продолжаем разговор о пьесе Островского «Гроза». Конечно, никто не остался равнодушен к судьбе главной героини , мечтающей быть счастливой.

4. Сообщение учащихся.

Положение женщин в России в первой половине 19 века.

  • 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зави-симым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадь-бы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домо-строе» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, же-ны и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

5. Словарная работа.

«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

6. Слово учителя.

Образ главной героини пьесы « Гроза» - яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих то толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится

да дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение о том,

было ли возможно спасение.

7. Работа с эпиграфом.

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А.Кольцов.

- Как вы понимаете слова поэта?

8. Сообщение 1 группы Характеристика Катерины.

Звучит фрагмент монолога Катерины.

Аналитическая беседа:

Жизнь Катерины до замужества.

- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

- В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

9. Из истории имени.

Катерина - по-гречески «всегда чистая».

- Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Частично-поисковая работа. Докажите примерами из текста.

 

10. Жизнь Катерины в доме Кабановых.

11.Рассматриваются отношения: Катерина –Кабаниха.

12. Сообщение 2 группы. Образ Кабановой

Как относится Кабанова к домочадцам? Почему? В чем видит смысл?

Анализ речи, характера.

 

Катерина-Варвара, Катерина-Тихон.

Вывод.(вывод делают ученики)

Работа в парах.

11. Работа с таблицей.

Катерина собственными глазами.

Катерина глазами действующих лиц пьесы.

Искренняя.

Прямодушная.

Способная к душевному взлёту.

Страшащаяся греха.

Горячая.

Честная.

Отчаянная.

Любит детей.

Способная к глубоким эмоциональным переживаниям.

Обидчивая.

Навязчивая.

Лицемерная.

Светоносная.

Странная, чудная.

Наделённая от природы страхом.

Упрямая.

Одержимая греховными помыслами.

Отношения Катерина – Борис.

- Способен ли Борис на глубокие чувства?

 

- Защищает ли он свою любовь?

 

Физкультминутка

 

 

Поисковая работа

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

  • Свободолюбие – подчинение
  • Независимость - отказ от своей воли
  • Чувство собственного достоинства - унижение попреками и подозрениями
  • Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
  • Религиозность - религиозное лицемерие
  • Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
  • Доброта, бескорыстие - грубость и брань
  • Честность, непосредственность - обман

 

 

В доме Кабанихи:

-«завяла, как цветок»

-«от любви вас и бранят»

-«все по принуждению»

-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

  • Осознание своей обреченности
  • Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
  • Страстное стремление к свободе, любви , счастью.

Вывод: Для Катерины - Главное -жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное - подчинить и не дать жить по -своему. Здесь возникает резкий контраст -вытекает непримиримый конфликт.

 

 

13. Творческая лаборатория .Опишите, какой вы увидели образ Катерины.

 

14. Подведение итогов.

 

Проблемный вопрос; В чем проблема Катерины?

 

Почему Катерина и Кабанова не нашли общий язык?

 

 

15. Домашнее задание: мини - сочинение «Как А. Н. Островский относится к своей героине?»

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Ремзи
Просмотров: 175 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar