Разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Трагедия Тараса Бульбы"
[ Скачать с сервера (15.5 Kb) ]16.12.2019, 18:24

Тема: Трагедия Тараса Бульбы.

Цели: продолжить работу над текстом, определить дальнейшую судьбу героев, поразмыслить в чем трагедия Тараса Бульбы, подвести к осмыслению героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.

Планируемые результаты обучения

1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику;

2) предметные : работа над текстом, уметь анализировать прочитанное, делать выводы

3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности

 

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний и умений. (самопроверка)

1.Кому из героев принадлежат слова? «Терпи, козак, - атаманом будешь!», «Есть еще порох в пороховницах?» (Тарас)

2.Назовите героя повести. «…. Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарования, все ещё было выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты». (Андрий)

3 Кому из героев принадлежат слова? «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество….Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек…» (Тарасу Бульбе)

4Назовите героя. «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам» (Остап)

5 Назовите героя. «Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания» (Андрий)

 

3.Целеполагание. Мы продолжаем работу над романом. Вы должны были прочитать роман. Кому посвящены последние главы? О ком будем говорить? Попробуем назвать тему, определить цели

 

4. работа над темой. (вывешены фотографии героев в три ряда, под ними пишем характеристику и итоги. С попутной характеристикой)

Тарас Бульба. Как жил? В чем видел смысл жизни? Как относился к детям?

Остап : как учился, как относился к Запорожской Сечи, как Сечь приняла его?

Андрий : как учился, как относился к Запорожской Сечи, как Сечь приняла его?

Дописать в конце Остап-герой, Андрий предал)

1. Беседа по вопросам.

– Почему Андрий безропотно повиновался Тарасу Бульбе? (Он виноват, он понял, что придется отвечать за измену, поэтому покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.)

– Он раскаялся? («…Он произносил чье-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев, это было имя прекрасной поляки».)

 

Анализ главы 10.

Задание: пробуждение Тараса.

– Как автор описывает его страдания? (Зачитать со слов: «Напрасно старались…» до: «Остап мой!» «Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». «Он уходил в луга…, и слеза капала одна за другою».)

Анализ главы 11.

Задание: зачитать первые три абзаца гл. XI, с. 205–207.

– Какую клятву произнес Остап? («Дай же, Боже… не промолвил ни одного слова». С. 207.)

– Почему в свой последний час Остап вспоминает отца и обращается к нему? («Он не хотел бы слышать рыданий… Слышишь ли ты?» Нечеловеческие муки ослабили волю Остапа. Он хотел услышать или увидеть твердого мужа, человека, который подбодрил бы его, освежил его силы и утешил при последних минутах жизни.)

– Услышал он слово мужа? (С. 207.)

-Почему Тарас пришел на казнь Остапа? (поддержать его в последнюю минуту)

Работа в паре. Мы учили описание степи, восстановите текст

Степь чем далее, тем становилась ……. Тогда весь юг, ……, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по ……. Одни только кони, скрывавшиеся в них, ….., вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася …… по которому брызнули миллионы ……

Анализ главы 12.

Задание: месть Тараса за сына.

– Какая казнь была придумана ему? (И присудили… сжечь… Но не на костер глядел Тарас… С. 209.) Просмотр видео казни Тараса

– На что же он глядел? («К берегу… не было погони». С. 209.)

– Каково его предсмертное желание? (С. 209. «Прощайте… погуляйте!»)

Вывод. Грустно, потому что герои погибли, но погибли героями, не изменили своей клятве, товарищам. Их подвиги, их имена будут в веках, будут примером служения Родине.

Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.

 

--Как заканчивается роман? (подвиг казаков, тараса, остапа останется в памяти всегоживого)

Итоги.

--Почему Тарас страдает, в чем его трагедия?( погибли товарищи, погиб Остап, Андрий разочаровал отца)

--Страшно ли ему умирать? (Нет, в последние минута он думает о казаках, успеют ли уйти)

«Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

 

Рефлексия

==Какие задания оказались для вас сложными, интересными?

Д.з. ответить на вопросы учебника, закончить сбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев».

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Ремзи
Просмотров: 370 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar