[ Скачать с сервера (14.3 Kb) ] | 09.06.2021, 22:24 |
Тема; А. С. Пушкин. «борис годунов» Цели: показать, как автор отразил драматическими средствами эпоху, народ, отдельные личности Смутного времени; развивать умение характеризовать героев, опираясь на их мысли, поступки, отношение к людям. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. До урока выяснить, какие отрывки учащиеся выучили наизусть, чтобы прокомментировать «диафильм». просмотр диафильма, подготовленного I группой учащихся, выразительное чтение эпизодов «Песни…» II группой учащихся. III. Изучение новой темы. 1. Сообщение темы и целей урока. 2. Вступительное слово учителя. – Что называется трагедией? Обратимся к краткому словарю лингвистических терминов. Учебник, II ч., с. 292. – Что называется трагедией? (Трагедия – буквально «козлиная песнь» – вид драмы (произведение, предназначенное для сцены), изображающий борьбу, личную и общественную катастрофу, которая нередко заканчивается гибелью героя.) Слово учителя. В трагедии Пушкин обратился к одному из самых интересных периодов русской истории – к царствованию Бориса Годунова. Царь Борис, в изображении Пушкина, умный и дальновидный политик, энергичный, поэтому он, получивший престол не по наследству, не как потомок царя, оттеснил родовитых (знатных) бояр, расчистив дорогу к престолу. Царь понимает пользу просвещения, иногда проявляет заботу о нуждах народа. Но душа его неспокойна. Бориса тяготит преступление – убийство царевича Дмитрия, двенадцатилетнего наследника царской фамилии, который должен был занять престол по закону. У нас в учебнике помещен отрывок из трагедии. 3. Чтение отрывка из трагедии. 4. Выполнение заданий. Беседа по вопросам. 1) Назовите действующих лиц, ведущих диалог. 2) Кто такой Пимен? (Бывший патриарх, попавший в опалу (немилость), теперь он в монашеской келье, он летописец. Летопись – записи по годам.) 3) Какой завет Бога он выполняет? («Еще одно…», «исполнен долг» – Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил («вразумил») писать и читать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром царей добрых и молились за «темные деянья» жестоких.) 4) Что узнаем мы о Пимене из слов Григория? («Он летопись свою ведет… ни жалости, ни гнева».) 5) О чем расспрашивает инок (чернец, монах, инок – молодой монах) Пимена с глубоким интересом? («Хотелось мне тебя спросить… был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?) Задание: комментарий последней реплики Григория. («Каких… 6) Какова главная черта летописца? (Объективность, правдивость. «Спокойно зрит… ни жалости, ни гнева».) 7) Попробуйте домыслить историю жизни Григория. (Гришки Отрепьева, сбежавшего из монастыря и направляющегося через границу в Польшу.) 8) В чем завидует Григорий Пимену? («Как весело… роскошь Иоанна.) 9) О чем мечтает? («Зачем и мне не тешиться… обитель затворится.) Вывод. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным, его желанием донести до потомков события, свидетелем которых он был. IV. Подведение итогов урока. – Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России? Домашнее задание: читать повесть «Станционный смотритель» | |
| |
Просмотров: 56 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |