[ Скачать с сервера (15.4 Kb) ] | 19.04.2021, 20:34 |
Тема: Ироническое повествование о прошлом и современности (Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни»). Цели урока: познакомиться с произведениями Тэффи и М. Зощенко, учить понимать юмор и сатиру в художественном произведении, анализа текста. -Здравствуйте, дети Мы продолжаем знакомство с журналом «Сатирикон» и с творчеством писателей, которых объединил этот журнал. Сегодня мы работаем над произведением Тэффи «Жизнь и воротник» и с рассказом М.Зощенко «История болезни» Прочитайте цель урока Давайте ответим на некоторые простые вопросы по содержанию рассказа: 1) Кто герои рассказа? А кто главный герой? (Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник). 2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают? (Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках). 3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел? (Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно). Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника. (Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу). №2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются? (Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного). №3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать. (Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца). №4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения) №5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки? №6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости) Обобщение (беседа): Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира? Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа? Над чем рассказ заставляет задуматься? Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?
Выводы: 1. В рассказе есть и юмор, и сатира. 2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов. 3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя. 4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник». 5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными. 6. Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон») 7. Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования. Беседа по рассказу М. Зощенко «История болезгни» Как правильнее назвать рассказ Зощенко - юмористическим или сатирическим? Итоги. Что высмеивает Зощенко? (Рассказ Зощенко сатирический. Писатель высмеивает наплевательское, бездушное, унижающее человеческое достоинство, неуважительное, хамское, издевательское отношение к людям. Действие рассказа происходит в больнице, заведении, где больше всего требуется внимание к людям, забота о них. Обслуживающий персонал больницы поступает с точностью «до наоборот», пользуясь своей маленькой властью над больными, слабыми людьми.) – О какой болезни идет речь? стр. 172-173(устно) Письменно ответить на вопрос № 1 на стр. 173 (творческое задание) | |
| |
Просмотров: 404 | Загрузок: 8 | |
Всего комментариев: 0 | |