конспект урока в 8 классе
[ Скачать с сервера (15.4 Kb) ]19.04.2021, 20:34

Тема: Ироническое повествование о прошлом и современности (Тэффи «Жизнь и воротник»,  М. Зощенко «История болезни»).

Цели урока: познакомиться с произведениями Тэффи и М. Зощенко, учить понимать юмор и сатиру в художественном произведении, анализа текста.

-Здравствуйте, дети

Мы продолжаем знакомство с журналом «Сатирикон» и с творчеством писателей, которых объединил этот журнал.

Сегодня мы работаем над произведением Тэффи «Жизнь и воротник» и с рассказом М.Зощенко «История болезни»

Прочитайте цель урока

Давайте ответим на некоторые простые вопросы по содержанию рассказа:

1) Кто герои рассказа? А кто главный герой?

(Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).

2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?

(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).

3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?

(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).

№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)

№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)

Обобщение (беседа):

Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?

Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа?

Над чем рассказ заставляет задуматься?

Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?

Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

 

Выводы:

1. В рассказе есть и юмор, и сатира.

2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.

3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.

4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».

5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.

6. Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)

7. Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.

Беседа по рассказу М. Зощенко «История болезгни»

Как правильнее назвать рассказ Зощенко - юмористическим или сатирическим?

Итоги. Что высмеивает Зощенко? (Рассказ Зощенко сатирическийПисатель высмеивает наплевательское, бездушное, унижающее человеческое достоинство, неуважительное, хамскоеиздевательское отношение к людям. Действие рассказа происходит в больнице, заведении, где больше всего требуется внимание к людям, забота о них. Обслуживающий персонал больницы поступает с точностью «до наоборот», пользуясь своей маленькой властью над больными, слабыми людьми.)

– О какой болезни идет речь?
Домашнее задание. Прочитать стать учебника на стр. 146-171, ответить на вопросы учебника

 стр. 172-173(устно) Письменно ответить на вопрос № 1 на стр. 173 (творческое задание)

Категория: Мои файлы | Добавил: Ремзи
Просмотров: 405 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0